Нейрореабилитация слуха и речи после кохлеарной имплантации с применением современного оборудования и технологий биоуправления
Это система помощи пациентам, перенесшим кохлеарную имплантацию, и их семьям. Такая помощь оказывается междисциплинарной командой нашего центра аудиологами, сурдопедагогами, логопедами и психологами, специалистами по биоуправлению и нейробиоуправлению. Концепция нейрореабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации базируется на основных положениях о естественном развитии слухоречевого поведения пациентов и современных представлениях об инклюзии, а также современной нейрофизиологии.
Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию высших психических функций.
Важнейшая задача для реабилитации маленьких пациентов с кохлеарными имплантами — научить детей воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:
- настройка речевого процессора кохлеарного импланта;
- формирование и развитие навыков обнаружения неречевых и речевых звуковых сигналов;
- формирование и развитие навыков различения, опознавания и распознавания неречевых звуков и речевого материала с кохлеарным имплантом (в соответствии с возрастом);
- развитие фонематического слуха;
- развитие слухового внимания и памяти.
Наш Центр осуществляет диагностику, развитие и коррекцию речевых нарушений. В том числе, занимается формированием и совершенствованием:
- довербальных средств коммуникации (у детей раннего возраста);
- общих речевых навыков (в т.ч. просодических компонентов речи (тембр, высота и сила голоса, мелодика, пауза, модуляции голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, дикция);
- артикуляционной и мимической моторики с применением биоуправления;
- звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);
- звуко-слоговой структуры слова;
- лексико-грамматического строя речи (расширение и обогащение пассивного и активного словаря различными частями речи);
- навыков звукового анализа и синтеза;
- связной речи;
- общей и мелкой моторики как с применением тренажеров с БОС, так и без ;
- высших психических функций с применением БАК и БОС комплексов и тренажеров.