Аутизм

Что такое аутизм

Аутизм – это целая группа психических расстройств, обусловленных особенностями развития головного мозга, для которых характерны проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием. Таким пациентам сложно общаться с другими людьми, а поведение аутистов можно охарактеризовать как повторяющееся, стереотипное и ограниченное. Степень выраженности нарушений у каждого проявляется индивидуально. При этом дополнительно могут наблюдаться нарушение интеллектуального и речевого развития.

Что такое аутизм: обзор

Пациенты с аутизмом разные. Одни люди с таким диагнозом нуждаются в постоянной посторонней помощи, другие же успешно учатся, находят работу и создают семью. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем больше у ребенка шансов улучшить качество своей жизни и полноценно влиться в общество.

Симптомы расстройства аутического спектра обычно становятся заметными в возрасте около 2 лет. Они зависят от тяжести и типа патологии. Таким людям необходим строгий ежедневно повторяющийся распорядок действий. Даже минимальное отклонение от графика может вызвать у аутиста тревожность или даже стать причиной истерики. Наблюдается резкая реакция на яркие вкусы, запахи, громкие звуки.

Аутизм не является болезнью, поэтому пациенту не требуется проходить курс лечения. При таком диагнозе важно помочь человеку научиться управлять эмоциями и адаптироваться в обществе.

levels_autism

Симптомы аутизма

Обычно родители начинают замечать у ребенка признаки, характерные для аутизма, ближе к 2-3 годам. Малыш не способен контролировать эмоции, плохо идет на контакт с людьми (в том числе с родными), в поведении отмечаются стереотипные движения, например, раскачивание из стороны в сторону.

Симптомы аутизма проявляются по-разному, поэтому поставить диагноз часто бывает непросто. Чаще всего патология диагностируется в 1,5-2 года. Но иногда нарушения выявляются и к 4-6 годам.

Заподозрить проблему родителям помогают особые маркеры:

  • в 6 месяцев у младенца отсутствует зрительный контакт со взрослыми, он практически не проявляет свои эмоции, не улыбается;
  • в 9 месяцев ребенок очень редко издает звуки, практически не улыбается;
  • годовалый ребенок не использует жесты, не откликается на свое имя, практически не гулит, не обращает внимания на окружающие предметы и не пытается их взять;
  • в полтора года ребенок вообще не говорит;
  • в 2 года ребенок не способен составить даже простой фразы, все выкладывает в один ряд или пытается другим способом упорядочить предметы, может очень долго кружиться на месте, размахивать руками и много раз повторять один вопрос монотонным голосом.

Симптомы аутизма у разных людей могут существенно отличаться. К общим проявлениям расстройства относятся:

  • нарушение речи;
  • отсутствие или нарушение социальных навыков;
  • ограниченность интересов;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • повторяющиеся движения или слова;
  • проблемы с проявлением эмоций;
  • отсутствие или наоборот очень резкая реакция на запах, звук, вкус, свет или другие раздражители.

Причины

Конкретной причины, которая способна спровоцировать развитие у ребенка аутизма, нет. Врачи придерживаются мнения, что пусковым фактором становится совокупность генетических нарушений, влияние негативной экологии, токсических веществ и т. д.

В прошлом многие указывали на связь между развитием аутизма и некоторыми прививками. Однако результаты проведенных исследований доказали, что прививки не могут стать причиной нарушений аутистического спектра у ребенка. При этом принято считать, что причиной расстройства могут быть:

  • перенесенная женщиной во время беременности краснуха;
  • прием беременной препаратов с противосудорожным эффектом;
  • наследственный туберозный склероз;
  • синдром Прадера-Вилли – это генетическая патология, которая встречается крайне редко и характеризуется хромосомными нарушениями;
  • синдром Мартина-Белла – генетическая патология, которая провоцирует развитие умственной отсталости.

В большинстве случаев мутации, становящиеся причиной развития аутизма, не имеют наследственного характера, а возникают во время беременности спонтанным образом.

Autistic boy

Факторы риска

Врачи считают, что риск развития аутизма выше в таких случаях:

  1. Семейный анамнез. Если в семье уже есть ребенок с аутизмом, риск того, что у следующего малыша также будет данное расстройство, на 18% выше, чем в семьях, где нет детей с подобным нарушением.
  2. Акушерские осложнения. Сахарный диабет, повышенное артериальное давление у беременной, угроза выкидыша, роды до 30 недели, тазовое предлежание плода, кровотечение перед или после родов, преэклампсия.
  3. 4 и более детей в семье. В таком случае для каждого последующего ребенка риск развития аутизма возрастает.
  4. Возраст матери старше 35 лет и отца – старше 50 лет.

Классификация аутизма

Исходя из вида и тяжести основного синдрома, аутистические расстройства делятся на следующие группы:

  1. Наиболее тяжелые нарушения. Человек не способен самостоятельно себя обслуживать, у него отсутствует потребность взаимодействовать с другими людьми. Основным симптомом является отрешенность.
  2. Наблюдается выраженное стремление к постоянству. Даже при незначительных изменениях в привычной рутине у пациента возникает приступ агрессии. Если ребенок находится в привычной для него среде, он может повторять за другими сказанные фразы, но понять их не способен. Основным симптомом является отвержение реальности.
  3. Пациент стремится общаться с другими людьми и быть успешным, но рисковать, проявлять ответственность, идти на компромиссы не способен. Обычно такие люди увлечены узкой областью, из-за чего их даже могут называть гениями. Основным синдромом третьей группы является замещение отдельных жизненных сфер узконаправленной деятельностью.
  4. Легкая форма. Ребенок легко контактирует с другими людьми, способен проводить анализ, однако очень быстро устает. Ему может быть сложно сконцентрировать свое внимание на чем-то одном, возникают проблемы с выполнением инструкций. Обычно такие дети внешне кажутся рассеянными и стеснительными. Основным психопатическим синдромом является ранимость.

Диагностика РАС

Диагностика на предмет аутизма требуется ребенку, который не улыбается, не отзывается на свое имя, избегает зрительного контакта, не слушает взрослых, не понимает, как играть с игрушками, не может рассказать о своих ощущениях или желаниях. Годовалый ребенок должен гулить, показывать на предметы, брать их в руку. В 1,5 года он должен понятно произносить некоторые простые слова. В 2 года ребенок должен уметь составить фразы из 2-3 слов. Отсутствие этих умений является поводом для обращения к специалисту.

Чтобы поставить диагноз аутизм, врач проводит наблюдение за ребенком с выявлением триады, на основании которой он делает вывод. Она включает:

  • стереотипное поведение;
  • недостаток коммуникации;
  • недостаток социального взаимодействия.

Чтобы понять, есть ли у ребенка отклонения в речевом развитии, потребуется консультация логопеда, слух и зрение должны проверить сурдолог и офтальмолог. У аутистов может наблюдаться умственная отсталость. Во время диагностики важно разграничить оба эти расстройства, так как способы коррекции для них разные.

Осложнения аутизма

К самым распространенным осложнениям, к которым может привести расстройство аутистического спектра, относятся:

  1. Нарушение поведения с возможным нанесением повреждений самому себе. Из-за того, что ребенок не способен адекватно выражать свои эмоции, при малейшем отклонении он может закатать истерику или начать беспричинно смеяться. Также возможно агрессивное поведение в отношении посторонних или нанесение повреждений самому себе.
  2. Когнитивные нарушения. У детей с аутизмом часто наблюдается снижение интеллектуальных способностей (от незначительной задержки до тяжелой умственной отсталости). Аутисты часто страдают нарушением речи разной степени. Из-за этого им может быть сложно получить образование и найти работу.
  3. Судорожные приступы. У каждого третьего ребенка с аутизмом также присутствует эпилепсия. С первыми приступами пациент обычно сталкивается в детстве или в подростковом возрасте.
  4. Невротические симптомы. Люди с расстройством аутистического спектра подвержены депрессиям, бессоннице, тревожным расстройствам.
  5. Нарушение пищеварения. Они могут быть связаны с высокой избирательностью в еде, странными пищевыми привычками. Нарушение может сопровождаться авитаминозом, заболеваниями органов пищеварительной системы.
  6. Социальная дезадаптация. Детям с аутизмом сложно находиться в детском коллективе. Во взрослом возрасте только 5-12% людей с этим диагнозом готовы к самостоятельной жизни. Порядка 80% живут вместе с родителями, а после их смерти становятся пациентами психоневрологических интернатов.
  7. Сложности в диагностике других патологий. Из-за того, что аутизм часто сопровождается повышенным болевым порогом, таким детям сложно проводить диагностику даже обычных инфекций горла или носа. Это может привести к хроническим воспалительным процессам, следствием которых становится глухота и другие проблемы. Так как аутисту сложно высказывать свои мысли или он вообще не говорит, ребенок оказывается неспособным сообщить взрослым о своем самочувствии, показать, где он испытывает боль и т. д.

Лечение аутизма

Вылечить аутизм полностью нельзя, но своевременная и правильная коррекция способна помочь ребенку социализироваться в обществе, освоить навыки самообслуживания и улучшить качество жизни. Поэтому при появлении первых признаков РАС важно не медлить с обращением к врачу.

Каждому ребенку с аутизмом назначается индивидуальный курс терапии. Он может включать такие методы:

  • прием лекарственных препаратов, действие которых направлено на подавление тревожности, нормализацию сна, снижение проявлений гиперактивности;
  • поведенческая терапия;
  • корректирующие занятия с логопедом и дефектологом;
  • коррекционная педагогика;
  • сенсорная терапия;
  • семейная психотерапия;
  • игротерапия;
  • трудотерапия;
  • зоотерапия;
  • лечебная физкультура;
  • массаж;
  • физиопроцедуры.

Профилактика

Особых мер, направленных на предотвращение развития у ребенка аутизма, нет. Но благодаря ранней диагностике, возможно своевременно заподозрить проблему и начать ее коррекцию, что позволит существенно улучшить прогноз для пациента.

Прогноз

На сегодняшний день аутизм не лечится. Но при правильной и своевременно проведенной коррекции у 3-25% детей постепенно состояние нормализуется, наступает ремиссия, позволяющая снять данный диагноз. Что будет с пациентом во взрослом возрасте, сказать невозможно в связи с недостаточным числом исследований, позволяющих составить адекватный прогноз. При этом имеется информация о том, что с возрастом коммуникативные навыки и способность к самообслуживанию могут ухудшаться.

Источники

  1. Infantile autism, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3716967/
  2. Infantile autism: a chronic psychosis since infancy due to synaptic pruning of the supplementary motor area, https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19326737/
  3. Babies on the Spectrum: Infantile Autism, https://www.autismparentingmagazine.com/infantile-autism/

Автор:

Сторожук Мария Викторовна

Соучредитель, психолог сертифицированный специалист по направлению Позитивная психотерапия, психофизиолог

Задать вопрос или записаться на прием

Спросить в Viber

Спросить в Telegram

Спросить в Facebook

Попробуйте стикерпаки нашего центра

перейдите по ссылке для загрузки

О центре