Классификация речевых нарушений

Классификация речевых нарушений

Нарушениями речи называют любые отклонения от нормы, которые приняты в определенной языковой среде. При этом они препятствуют общению, ограничивая возможность социальной адаптации. Чаще всего причиной формирования таких нарушений становятся расстройства психофизиологического механизма речи, которые требуют обязательной помощи квалифицированного специалиста. Впоследствии нарушения произношения могут повлиять на развитие психики человека. Логопеды используют классификацию нарушений всех видов речи, которая формируется, исходя из причин и особенностей патологии.

Классификация речевых нарушений

Сегодня логопеды пользуются двумя основными классификациями речевых нарушений у пациентов:

  1. Клинико-педагогическая классификация. Здесь применяется детализация нарушений. При этом специалист использует переход от общего к конкретному. В основе этой классификации находятся этиопатогенетические критерии, соединенные с психолого-лингвистическими. В клинико-педагогической классификации речевых нарушений выделяют несколько разновидностей патологии. Сюда принято относить нарушения произношения или письма.
  2. Психолого-педагогическая классификация. Здесь, наоборот, нарушения группируются от частичного к общему. При этом учитывается совокупность различных психологических и лингвистических критериев. Эта классификация выделяет проявления расстройства в различных вариациях неправильного развития. Согласно психолого-педагогической классификации, любые речевые расстройства делятся на изменение средств общения и нарушения в использовании средств коммуникации.

К появлению патологии могут привести следующие факторы:

  1. Нарушение внутриутробного развития вследствие тяжелого токсикоза, интоксикации, различных заболеваний женщины, резус-конфликта матери и плода. Особенно опасным считается период с 4 недель по 4 месяца беременности. Именно на этом этапе происходит формирование речевого аппарата и при воздействии неблагоприятных факторов могут появиться различные патологии (раздвоенная губа, расщелина неба и т.д.). Если же угрожающие факторы появятся на последних сроках беременности, – может произойти задержка в развитии, что также негативно скажется на произношении.
  2. Асфиксия или другие родовые травмы, которые могут спровоцировать кровоизлияние в головном мозге.
  3. Перенесение некоторых заболеваний в детстве. Они могут спровоцировать замедление развития головного мозга.
  4. Наследственность. Влияние этого фактора возможно только при наличии других критериев развития нарушения.
  5. Неблагоприятные факторы социальной среды. Сюда относят неблагоприятную обстановку в ней, глухоту или нарушение речи у родителей, психотравматические ситуации и т.д.

Виды нарушения устной речи у пациентов

Изменения в речи делятся на следующие виды расстройств:

    • нарушение интонации;
    • расстройство голосообразования или звукопроизношения;
    • нарушение темпа произношения.

Такие

проблемы могут проявляться по отдельности или в комплексе. Существуют следующие виды нарушения устной речи:

  1. Дисфония. Это патология, при которой речь полностью отсутствует или сильно нарушена из-за необратимых изменений в строении или функционировании голосового аппарата. В этом случае голос может отсутствовать или изменяется его тембр, сила и другие параметры. Нарушения связаны с органическим или функциональным поражением голосового аппарата. Они могут появиться у человека в возрасте.
  2. Брадилалия. Это замедление произношения патологического характера. Развивается оно в ситуации, когда процесс торможения более выражен, чем возбуждение. У пациента речь становится слишком замедленной и нечеткой, он растягивает слова при произношении.
  3. Тахилалия. Данное нарушение, наоборот, связано с патологическим ускорением речи. При этом грамматическая, фонетическая и лексическая стороны остаются неизменными. Если человек часто делает паузы или задержки, патологию называют полтерном.
  4. Заикание (логоневроз). Это патология, при которой происходит нарушение ритма и темпа речи из-за судорожного сокращения мышц речевого аппарата. Заикание также делят на функциональное и органическое. Чаще всего его развитие связывают с критическими периодами в развитии ребенка.
  5. Дислалия. Данное нарушение связано с некорректным произношением звуков на фоне нормального слуха и иннервации речевого аппарата. Симптомом патологии является искажение звуков или изменение их последовательности. Причина развития – неправильное формирование аппарата артикуляции или нарушение артикуляционных позиций вследствие дефекта аппарата артикуляции. Кроме этого, специалисты выделяют еще и психолингвистический аспект дислалии. Он связан с нарушением восприятия звуков. Такой тип расстройства может сформироваться в возрасте.
  6. Ринолалия. Это патология, сопровождающаяся изменением тембра голоса из-за анатомического повреждения речевого аппарата. В результате происходит резонанс, а речь получается гнусавой, становится невнятной и монотонной. К ринолалии также относят врожденное расщепление неба, в котором также наблюдается это нарушение.
  7. Дизартрия. Связана с минимальной иннервацией речевого аппарата или поражением центральной нервной системы. Дизартрия часто встречается у пациентов с ДЦП. Во взрослом возрасте может возникнуть при инфекционном поражении мозга.
  8. Алалия. Патология связана с недостаточным развитием или полным отсутствием речи. Причиной становится органическое поражение определенных зон в головном мозге. Расстройство формируется еще на этапе внутриутробного развития или в детстве. Такой дефект относят к самым сложным, потому что речевая система не формируется совсем.
  9. Афазия. Нарушения связаны с потерей возможности использовать средства речи. Причиной такого состояния могут стать инфекционное поражение нервной системы или перенесенная ЧМТ.

Виды нарушений письма

В зависимости от первопричины, которой обусловлено расстройство речи, выделяют такие его виды:ДислексияДислексия – это специфическое расстройство обучения, которое преимущественно проявляется трудностями с распознаванием слов и овладением навыков чтения и письма. Хотя дислексия непосредственно не является нарушением письма, она может существенно влиять на письменные навыки ребенка.

Вот как дислексия может проявляться в письме:

  • Ошибки в написании букв: ребенок может путать сходные по написанию буквы (б-д, п-т), зеркально писать буквы, пропускать буквы или добавлять лишние.
  • Нарушение орфографии: ребенок может делать ошибки в написании слов, несмотря на знание правил.
  • Трудности с грамматикой: ребенок может неправильно согласовывать слова в предложении, нарушать порядок слов.
  • Неразборчивый почерк: из-за трудностей с координацией движений ребенок может писать неаккуратно, неразборчиво.
  • Медленный темп письма: ребенок может писать очень медленно, с большими усилиями.

Важно понимать:

  • Дислексия не является признаком низкого интеллекта. Дети с дислексией могут быть очень умными и способными.
  • Дислексия не является результатом лени или нежелания учиться. Это нейробиологическое расстройство, которое требует специальной помощи.

Своевременная диагностика и коррекционная работа помогают детям с дислексией преодолеть трудности с чтением и письмом и успешно учиться.Дисграфия.Нарушение письма, или дисграфия, – это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких ошибках. Они обусловлены несформированностью тех психических функций, которые участвуют в процессе письма.Основные виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия:
    • Связана с неправильным произношением звуков.
    • Ребенок пишет так, как слышит и произносит.
    • Например, вместо “шапка” может написать “сапка”.
  • Акустическая дисграфия:
    • Связана с недостаточным развитием фонематического слуха (способности различать звуки на слух).
    • Ребенок путает буквы, которые обозначают сходные по звучанию звуки (б-п, д-т, з-с).
    • Например, вместо “кот” может написать “гид”.
  • Дисграфия на почве нарушения речевого анализа и синтеза:
    • Ребенок не может правильно выделить звуки из слова, определить их последовательность.
    • Это приводит к пропускам букв, перестановке букв и слогов, слиянию слов.
    • Например, вместо “машина” может написать “маишна” или “машна”.
  • Аграмматическая дисграфия:
    • Связана с недостаточным развитием грамматического строя речи.
    • Ребенок делает ошибки в согласовании слов, употреблении предлогов, окончаний.
    • Например, “красивый цветок” вместо “красивый цветок”.
  • Оптическая дисграфия:
    • Связана с недостаточным развитием зрительного восприятия и пространственной ориентации.
    • Ребенок путает графически сходные буквы (п-т, и-н, л-м), зеркально пишет буквы или цифры.

Психолого-педагогическая класси

фикация Согласно психолого-педагогической классификации все известные речевые нарушения делятся следующие типы:

  • нарушение средств общения;
  • расстройство использования средств общения.

Виды нарушений средств общения

Логопеды выделяют следующие виды патологии:Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНМ) – это нарушение речевого развития, при котором у ребенка возникают трудности с произношением звуков и их различением.

Как проявляется ФФНР?

  • Нарушение звукопроизношения: ребенок может неправильно произносить звуки (искажать, заменять, пропускать), его речь может быть нечеткой, неразборчивой.
  • Трудности с различением звуков: ребенку трудно различать сходные звуки на слух (например, “с” – “ш”, “з” – “ж”), что может приводить к трудностям в понимании речи и усвоении письма и чтения.
  • Ограниченный словарный запас: из-за трудностей с произношением ребенок может избегать использования некоторых слов, что приводит к обеднению словарного запаса.
  • Аграмматизмы: могут возникать ошибки в употреблении грамматических форм слов.

Причины ФФНМ:

  • Неблагоприятные факторы во время беременности и родов.
  • Минимальные дисфункции мозга.
  • Заболевания уха, горла, носа.

Недостаточное внимание к развитию речи ребенка в раннем возрасте.Общее недоразвитие речи. В этом случае слух и интеллект не страдают или есть системное недоразвитие речи у пациентов с умственной отсталостью, когда происходит расстройство всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи чаще всего диагностируется у детей с риноалией, алалией, сложной дислалией, дизартрией.

Виды нарушений речи при использовании средств общения

К нарушениям использования средств общения относятся следующие формы патологии:Заикание. Это нарушение коммуникативной функции на фоне адекватно сформировавшихся средств общения. Иногда логоневроз развивается вместе с общим недоразвитием речи, хотя может наблюдаться и отдельно.Мутизм и речевой негативизм – это два разных, но связанных между собой нарушения речи.

Мутизм – это состояние, когда ребенок, который физически способен говорить, полностью или почти полностью отказывается от речевого общения. Ребенок понимает обращенную к нему речь, но не говорит сам. Мутизм часто связан с психологическими причинами, такими как стресс, травма, тревога. Речевой негативизм – это состояние, когда ребенок отказывается говорить в определенных ситуациях или с определенными людьми. Ребенок может говорить дома с близкими, но молчать в детском саду или школе. Речевой негативизм также часто имеет психологические причины и может быть связан со страхом, застенчивостью, протестом.Признаки мутизма и речевого негативизма:

  • Отсутствие или резкая ограниченность речи в определенных ситуациях.
  • Сохранение понимания речи.
  • Наличие невербальных способов общения (жесты, мимика).
  • Возможны сопутствующие эмоциональные проблемы (тревога, страхи, застенчивость).

Причины мутизма и речевого негативизма:

  • Психологические травмы (развод родителей, смерть близкого человека, переезд).
  • Стрессовые ситуации (адаптация к детскому саду или школе, конфликты со сверстниками).
  • Тревожные расстройства
  • Особенности темперамента (застенчивость, замкнутость).

Если вы заметили у своего ребенка признаки мутизма или речевого негативизма, важно обратиться к специалистам

Читайте также: Развитие речи детей дошкольников: как развить правильное и грамотное произношение?

Выводы

В прошлом логопеды ставили диагноз, только из характеристики психолого-педагогической классификации. При этом на клинико-психологическую классификацию ссылались неврологи. Но сегодня ситуация меняется таким образом, что любыми речевыми нарушениями теперь занимаются исключительно логопеды. При этом они проводят комплексное обследование речи ребенка, и руководствуясь принципами классификации речевых нарушений обоих видов, подбирают методы коррекций. Если вы заметили у ребенка нарушения речи или не уверены в правильности произношения, лучше сразу же записаться на консультацию к специалисту. Своевременное обращение поможет быстрее восстановить речевую функцию и избежать необратимых последствий.

Автор:

Сторожук Мария Викторовна

Соучредитель, психолог, сертифицированный специалист метода биоакустической коррекции

Задать вопрос или записаться на прием

Спросить в Viber

Спросить в Telegram

Спросить в Facebook

Попробуйте стикерпаки нашего центра

перейдите по ссылке для загрузки

О центре