Парааутизм: причины заболевания, лечение и прогноз

Парааутизм: причины заболевания, лечение и прогноз

Парааутизм – это разновидность психического расстройства, при котором у детей и подростков нарушаются коммуникативные функции. Ребенок полностью изолирует себя от окружающих, отказывается от общения, имеет слабо развитые социальные функции. Нередко наблюдается отставание умственного развития, задержка речи, отсутствие навыков самообслуживания.

Дети с парааутизмом не осознают своей индивидуальности, негативно настроены на любые изменения привычной обстановки. Однако при своевременном выявлении заболевание поддается коррекции, которая может включать различные методы и применение лекарственных препаратов.

Симптомы парааутизма

Чаще всего расстройство диагностируют у детей до 5 лет, хотя отклонения от нормального развития могут наблюдаться уже в младенческом возрасте. Наиболее распространенные симптомы парааутизма:

  1. В возрасте около 1 года — отсутствие интереса к игрушкам, ярким предметам, рассматриванию картинок, общению, домашним питомцам. Ребенок не проявляет радости, заинтересованности, предпочитает одиночество.
  2. В раннем дошкольном возрасте — тяга к однообразию в играх, пациенты выбирают одну игрушку, с которой повторяют ограниченные движения и действия, не учатся новому. Особенностью детей с парааутизмом является стремление укладывать предметы в одну линию, ходить по прямой туда и обратно. Они не играют со сверстниками, могут долго оставаться отрешенными, сохранять неподвижность.
  3. В возрасте 6-8 лет и старше — неспособность сопереживать другим людям, демонстрировать сочувствие. Дети с трудом устанавливают контакт с ровесниками, не играют в сюжетно-ролевые игры, демонстрируют инфантильность.

Признаками расстройства также могут быть специфические предпочтения в еде, одежде, музыке, развлечениях.

Парааутизм: причины развития

Пусковым механизмом развития нарушения является недостаточное общение ребенка с окружающими, психическая депривация. Наиболее распространенными считаются следующие причины возникновения парааутизма:

  • отсутствие эмоциональной близости матери и ребенка в раннем возрасте — характерна для неблагополучных семей, в которых мать страдает психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией;
  • органические патологии (слепота, глухота, ДЦП и т. д.), приводящие к сенсорной депривации и нехватке общения;
  • воспитание в доме малютки, приюте, сиротство, при котором ребенок растет без семьи, является брошенным, беспризорником;
  • насильственная изоляция, продолжительное отсутствие общения, приводящие к когнитивной депривации;
  • жизнь в условиях высокой опасности, угрозы, регулярного насилия, в зоне военного конфликта.

Отличием парааутизма от аутизма является приобретенная вторичная форма заболевания, которая развивается в виде защитной реакции. Ребенок при этом отгораживается от окружающих, у него не формируется способность к дружбе, общению с коллективом, умение любить, сопереживать.

Факторы риска

Отмечено, что парааутизм у детей развивается не только при пребывании в неблагополучной среде, но и в семьях, где нарушены нормальные отношения мать-ребенок. Примером может быть ситуация, когда мама занята построением карьеры, минимально общается с детьми, обеспечивая в основном их физические потребности и игнорируя необходимость в близком общении. При сиротстве патология развивается у детей, которые лишены родительской любви и заботы, не имеют рядом человека, заменяющего мать.

Высокий фактор риска развития парааутизма у незрячих и глухих пациентов. Навыки общения с окружающими и познание мира у них ограничены. У таких детей с запозданием развивается способность к коммуникации, часто затруднено развитие межличностных связей.

Классификация и особенности

Заболевание является разновидностью детского аутизма, но имеет ряд отличий. Парааутистические расстройства вызваны внешними обстоятельствами (депривацией) и являются обратимыми. У таких детей сохраняется стремление к тактильному контакту, подражанию, отсутствует негативизм и агрессия. При правильном лечении расширяется способность к коммуникации, уменьшаются эмоциональные затруднения, речь развивается, но с запозданием.

Детский аутизм формируется вне зависимости от влияния окружающей среды, при РДА наблюдаются врожденные отклонения в работе сенсорной системы. Ребенок плохо воспринимает обращенную к нему речь, жесты, интонацию голоса, прикосновения. Мозг не получает необходимое количество стимулов, что приводит к отставанию в развитии. Возможна полная утрата речи, отсутствие адекватной реакции на присутствие близких, ровесников либо недоброжелательность, агрессивность, неприятие любых перемен. При этом может сохраняться высокий уровень ІQ.

Диагностика парааутизма

Для постановки диагноза необходимо участие врача-психиатра. Причиной для обращения к специалисту являются отклонения в поведении ребенка: однотипные движения, нежелание участвовать в играх, апатия. При общении с пациентом врач проводит наблюдение, проверяет умение удерживать зрительный контакт, наличие эмоциональной реакции.

При обследовании обязательно исключается заболевания, имеющие схожую симптоматику:

  1. РДА. Проявляется в первые годы жизни, характеризуется стойким нарушением социального взаимодействия, не диагностируется после 5 лет и часто сочетается с задержкой умственного развития. В отличие от раннего детского аутизма при парааутизме расстройство менее выражено, сохраняется способность к контакту с окружающими.
  2. Эндогенный аутизм. При заболевании у ребенка отмечаются бред, галлюцинации, психопатологический синдром. При парааутическом расстройстве у детей отсутствует нарушение мышления и восприятия.
  3. Поражения центральной нервной системы. В некоторых случаях возможно развитие расстройства на фоне патологий ЦНС и органических заболеваний, для которых свойственно наличие неврологический симптомов. У ребенка отмечается значительное отставание умственного развития, в то время как при парааутизме данные явления менее выражены.
  4. Умственная отсталость. Для дифференциации проводится изучение когнитивных способностей, таких как обучаемость, память, способность перенимать опыт. В отличие от умственной отсталости они сохраняются, но речь не направлена на общение с окружающими.

Осложнения парааутизма

Без качественного лечения и психологической помощи расстройство приобретает выраженный характер и дополняется появлением соматических неврологических заболеваний. Социализация ребенка усложняется, страдают когнитивные, эмоциональные и волевые качества личности. Может развиться тяжелая форма депрессии, плаксивость, подавленность, появляются ночные кошмары. Сопутствующими заболеваниями являются экзема, нейродермит, диатез.

Лечение парааутизма

Поскольку заболевание связано с негативным воздействие внешних обстоятельств, основное лечение сводится к психокоррекционной терапии. С ребенком должны заниматься дефектолог и психолог с целью улучшения коммуникации, увеличения познавательного интереса.

Методы коррекции при парааутизме у детей:

  1. Психокоррекция. Занятия направлены на стимуляция познавательной активности, развитие творческого потенциала. Используются арттерапия, музыка, игровая терапия, в том числе групповая. Показан массаж, улучшающий тактильный контакт, насыщение пространства предметами, вызывающими и привлекающими интерес. Эффект от занятий проявляется не сразу, положительные изменения наблюдаются постепенно.
  2. Социальная адаптация. Меры направлены на создание благоприятных условий для детей с парааутическим расстройством и предполагают возможность заниматься спортом, выбирать новые виды деятельности, инклюзивное обучение.
  3. Лекарственная терапия. Применяется, если у ребенка нарушен сон, наблюдается возбуждение, плаксивость. Специалист подбирает седативные средства, антидепрессанты, нейролептики.

Лечение парааутизма должно быть комплексным. К нему привлекают родители, врачей, психологов, что ускоряет восстановление.

Профилактика парааутизма

Профилактические меры направлены на исключение депривации, минимизацию воздействия на ребенка раннего возраста травмирующих факторов и обстоятельств. Крайне важно обеспечить достаточное эмоциональное общение с детьми раннего возраста, в том числе в домах малютки и интернатах. Положительный эффект дают совместные мероприятия: спортивные, культурные, прогулки, экскурсии, игры.

Прогноз

Если лечение начато в раннем возрасте (до 3 лет), прогноз благоприятный и симптомы расстройства удается полностью устранить. В старшем возрасте проявления можно сгладить, ребенку удается адаптироваться в обществе, но у него сохраняются некоторые расстройства личности до конца жизни.

Если вы замечаете у малыша признаки парааутизма или уже имеете установленный диагноз, обратитесь в нашу клинику для диагностики и выбора коррекционной схемы. Мы используем современные методы, которые доказали свою эффективность на практике и помогают восстановить здоровье ребенка.

Автор:

Сторожук Александр Михайлович

CEO DV clinic, психофизиолог

Задать вопрос или записаться на прием

Спросить в Viber

Спросить в Telegram

Спросить в Facebook

Попробуйте стикерпаки нашего центра

перейдите по ссылке для загрузки

О центре