Кто такой логопед и зачем он нужен?
Многие родители умиляются, когда их малыш, коверкая слова и не выговаривая многие буквы, рассказывает стишок в детском саду. Со временем ребенок учится правильному произношению слов, может связать их между собой, построив правильное предложение. Но, к сожалению, не у всех детей процесс речевого развития проходит гладко. Если к 5-6 годам явно прослеживаются дефекты речи, необходимо проконсультироваться с логопедом.
Кто такой логопед?
Логопедом называют специалиста, который выявляет и исправляет любые нарушения речи у детей. Его работа является комплексной. Кроме помощи в постановке речи, он еще занимается развитием детского мышления, внимания, памяти, моторики. Это все, что требуется для качественного образовательного процесса.
Исходя из возраста ребенка, логопед проверит, правильно ли он произносит звуки, какое количество слов присутствует в его лексиконе, насколько правильно он умеет составлять фразы и предложения, а также определит другие коммуникативные навыки малыша.
Во время занятия со своим пациентом логопед помогает ему развивать артикуляционный аппарат, проводит занятия, направленные на формирование фонетического слуха, учит строить грамматически правильные предложения.
Некоторые родители не всегда понимают, зачем это нужно, ссылаясь на то, что ребенок еще маленький и после того, как он пойдет в школу, сам всему научится. Однако все намного серьезнее. Если к определенному возрасту малыш не научится правильно выговаривать все звуки, у него возможны:
- проблемы в общении со сверстниками;
- комплексы, способные помешать развитию его творческих и интеллектуальных способностей;
- сложности с изложением своих мыслей;
- трудности в изучении языка и снижение успеваемости (неправильное написание слов, путаница с буквами);
- сложности с обучением чтению.
Если своевременно не оказать ребенку помощь, он окажется неподготовленным к школе и не сможет полноценно учиться.
Когда нужна помощь логопеда?
Порядок и темпы развития у каждого малыша индивидуальные. Специалисты советуют впервые показать ребенка логопеду в 3 года. Делать этого раньше не стоит, потому что именно в период с 2 до 3 лет происходит стремительное развитие речи и пополнение словарного запаса с объединением отдельных слов в предложения.
Есть категория детей, которые до 3-х летнего возраста вообще не разговаривают. Поэтому до этого времени занятия с ними будут малоэффективными.
Также показать ребенка специалисту необходимо в случаях, когда к 4-5 годам у него наблюдается:
- перестановка букв или слогов в слове;
- неправильное произношение любых звуков;
- некорректное построение фраз (отсутствие предлогов, путаница между множественным и единственным числом, падежами и т. д.);
- смазанная речь;
- невозможность построить логически правильное предложение;
- заикание;
- поражение слуха;
- билингвизм;
- подозрение на отставание в умственном развитии;
- незрелость нервной системы.
Также консультация требуется детям, которые родились раньше срока, перенесли родовую травму.
Распознать проблему помогут существующие нормы речевого развития ребенка:
- В лексиконе годовалого ребенка должно присутствовать 3-4 простых слова. Кроме этого, он должен понимать отдельные слова, ассоциируя их с определенными предметами.
- В 2 года малыш должен составлять простые предложения (из 2-3 слов). Также он должен понимать и выполнять инструкции из нескольких пунктов. К примеру, подойти к шкафу и взять книгу. В словарном запасе у него должно быть уже порядка 50 слов.
- Трехлетний ребенок умеет складывать слова в предложения, правильно используя падеж и число слов, употребляя нужные союзы, предлоги.
- В 4 года ребенок умеет составлять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. К этому возрасту он уже должен уметь произносить свистящие, а позже – шипящие звуки.
- К 5-6 годам ребенок начинает произносить букву «Р». У него должен быть уже достаточно обширный словарный запас, включающий обобщающие понятия (еда, одежда).
Если речь малыша существенно отличается от общепринятой нормы, нужно проконсультироваться с логопедом.
Как проходит занятие с логопедом?
Если во время визита специалист заметит у ребенка любые отклонения от нормы, он посоветует дополнительно проконсультироваться с невропатологом, ЛОР-врачом и психологом. Это связано с тем, что иногда задержка речевого развития может указывать на более серьезные проблемы.
Кроме того, логопед может назначить пациенту специальные занятия. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции. Для этого проводится диагностика нарушений, устанавливается степень сложности проблемы. Как долго придется посещать занятия с логопедом ответить нельзя, так как каждый малыш уникален.
На занятии специалист занимается:
- коррекцией произношения;
- упражнениями, позволяющими развивать речь;
- коррекцией нарушений письма, дисграфии.
Средняя продолжительность занятия – от 15 до 30 минут в зависимости от возраста ребенка. Проводятся они обычно 2-3 раза в неделю.
Кроме этого, специалист расскажет родителям, как они могут помочь малышу быстрее освоить новые навыки дома. Это могут быть игры, упражнения, заучивание стишков и т. д.
Если вы подозреваете у своего ребенка нарушение речевого развития или просто хотите получить консультацию логопеда в целях профилактики, запишитесь на прием в нашу клинику. Звоните или оставляйте заявку на сайте.
Показания для занятий с логопедом
Занятия с логопедом – это важная часть развития речи ребенка. В “ДВ Клиник” мы рекомендуем обратиться к логопеду, если вы заметили у своего малыша следующие признаки:
В возрасте 1-2 года:
- Отсутствие лепета: малыш не гулит, не произносит слоги.
- Отсутствие реакции на речь: ребенок не откликается на свое имя, не выполняет простые инструкции.
- Отсутствие жестов: малыш не машет рукой на прощание, не показывает пальцем на предметы.
В возрасте 2-3 лет:
- Маленький словарный запас: ребенок знает и использует менее 50 слов.
- Трудности с пониманием речи: малыш не выполняет простые просьбы, не понимает вопросы.
- Неправильное произношение звуков: ребенок искажает звуки, пропускает их или заменяет другими.
- Заикание: ребенок повторяет звуки, слоги или слова, делает непроизвольные паузы в речи.
В возрасте 4-5 лет:
- Трудности с построением фраз: ребенок говорит короткими, простыми предложениями, нарушает порядок слов.
- Бедный словарный запас: ребенок использует ограниченное количество слов, не знает названий многих предметов и действий.
- Нарушение грамматического строя речи: ребенок неправильно употребляет падежи, числа, роды.
- Нарушение звукопроизношения: ребенок не выговаривает или искажает несколько звуков.
- Трудности с обучением чтению и письму: ребенок путает буквы, не может сливать звуки в слоги, делает ошибки при письме.
Кроме того, показанием к занятиям с логопедом являются:
- Нарушения слуха.
- Неврологические заболевания.
- Задержка психического развития.
- Расстройства аутистического спектра.
Важно помнить, что раннее обращение к логопеду позволяет эффективно корректировать речевые нарушения и предотвратить их негативное влияние на развитие ребенка.
Методики, которые применяет логопед
Логопеды в своей работе используют множество эффективных методик, которые помогают детям и взрослым преодолеть трудности с речью. Вот некоторые из них:
Артикуляционная гимнастика:
- Это комплекс упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата (языка, губ, щек).
- Помогает правильно выговаривать звуки, улучшает дикцию и четкость речи.
- Для детей используем игровые формы артикуляционной гимнастики, чтобы заинтересовать их и сделать занятия более увлекательными.
Дыхательная гимнастика:
- Учим правильному речевому дыханию, которое является основой для развития речи и голоса.
- Используем разнообразные игры и упражнения с воздушными шарами, вертушками, мыльными пузырями.
Развитие фонематического слуха:
- Учим различать звуки на слух, выделять их из слов, определять последовательность звуков в слове.
- Используем игры со звукоподражанием, различные виды лото, музыкальные игры.
Постановка звуков:
- Обучаем правильной артикуляции каждого звука.
- Используем специальные приемы и упражнения, подбираем индивидуальный подход к каждому ребенку.
Автоматизация звуков:
- Закрепляем правильное произношение звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.
- Используем разнообразные речевые игры, чтение, пересказ, составление рассказов.
Развитие лексико-грамматического строя речи:
- Обогащаем словарный запас, учим правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже.
- Используем сюжетные картинки, игры с игрушками, чтение сказок, беседы на разные темы.
Логопедический массаж:
- Применяем различные виды массажа (классический, зондовый, точечный) для нормализации мышечного тонуса речевого аппарата.
Занятия с использованием компьютерных программ и интерактивных досок:
Используем специальные программы и приложения для развития речи, коррекции звукопроизношения, расширения словарного запаса.