когнитивная функция

Расстройства когнитивной сферы деятельности

Когнитивные функции мозга – это способность понимать, узнавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию.

Когнитивные функции:

  • Восприятие (гнозис) – способность воспринимать и распознавать информацию, поступающую от органов чувств;
  • Память – способность запоминать, хранить и многократно воспроизводить полученную информацию;
  • Психомоторная функция (праксис) – способность складывать, сохранять и выполнять двигательные программы;
  • Язык и речь – способность к вербальной коммуникации, включая понимание обращенного языка, построение собственного языкового высказывания, чтение и письмо;
  • Внимание – способность своевременно реагировать на сигналы, поступающие из органов чувств, концентрироваться и сохранять в течение необходимого времени умственную работоспособность, разделять информационные потоки;
  • Управляющие функции – способность к планированию и контролю познавательной деятельности и поведения, включая выбор цели (целеполагания), построение программы (программирование), переход с одного этапа программы на другой (переключение, интеллектуальная гибкость) и сопоставление полученного результата с целью (контроль);
  • Социальный интеллект – способность к пониманию эмоций и логики других людей.

Когнитивные нарушения или когнитивный дефицит – это снижение указанных мнемонико-интеллектуальных функций (с учетом исходного уровня).

Нарушение когнитивных функций является одним из наиболее частых неврологических симптомов. Снижение концентрации внимания, ухудшение памяти – самые частые жалобы пациентов у невролога. Когнитивные нарушения встречаются в постинсультном периоде, при рассеянном склерозе, как следствие хронической цереброваскулярной недостаточности и при других заболеваниях.

По выраженности когнитивные нарушения делят на легкие, умеренные и тяжелые.

Деменция – один из видов тяжелых когнитивных нарушений. Клиническая картина деменции состоит из когнитивных, поведенческих, эмоциональных расстройств и нарушений в повседневной деятельности.

Для исследования когнитивных функций используют клинические методы (сбор жалоб, анамнеза больного) и нейропсихологические тесты. Выбор терапевтической тактики зависит от причины и выраженности когнитивных нарушений.

Автор:

Сторожук Мария Викторовна

Соучредитель, психолог, сертифицированный специалист метода биоакустической коррекции